В Охотске возобновили строительство и ремонт промыслового флота
На Дальнем Востоке добывается наибольший объем рыбы и морепродуктов среди всех регионов России. При этом судоремонтных мощностей для обслуживания рыбодобывающего флота здесь ощутимо не хватает. Суда, построенные в 70-х и 80-х годах, закономерно устаревают, потребность в обновлении растет с каждым
Как с этим объемом справляются местные судоремонтные предприятия, какие методы ремонта используют в ограниченных производственных условиях, какие преимущества и недостатки дает близость к странам Азии — «Медиапалуба» спросила у генерального директора Охотского судоремонтного завода Евгения Булкова.
П: Евгений Игоревич, какова на сегодня основная специализация Охотского завода?
— Наше предприятие аккредитовано в Российском морском регистре судоходства, и мы выполняем полный спектр судоремонтных работ в соответствии с требованиями РС. Также занимаемся строительством маломерного флота. На сегодняшний день мы построили восемь единиц.
Что касается судоремонта, наше основное преимущество — возможность выполнения водолазного осмотра при обслуживании флота. Дело в том, что одна из главных проблем отрасли в нашей стране — это нехватка доков. Для того чтобы судовладельцам не транспортировать суда в док вдалеке от базирования флота, мы предлагаем альтернативу. С помощью водолазов и специального оборудования проводим чистку корпуса, выполняем подводные замеры толщин, сварку и резку под водой.
Фото: Охотский СРЗ
Непосредственно на территории завода в Охотске (Хабаровский край) ремонтируем суда осадкой до 3,29 метров. Больше принимать не можем в связи со сложными гидрологическими условиями местности. При необходимости ремонта судов, которые имеют параметры выше указанных, предоставляем услуги по ремонту на рейде порта Охотск.
Но наши ремонтные бригады востребованы и в других регионах, где мы работаем и с маломерными, и с крупнотоннажными судами. География наших работ охватывает всю Россию и практически весь мир. Мы проводили работы в Дании, в странах Африки, часто работаем в Китае.
П: Какими устройствами, мощностями оснащен завод?
— Если брать все производственные площадки, то мощности представлены следующим оборудованием: судоподъемный слип грузоподъемностью 300 регистровых тонн; причальные стенки, общая длина которых около 450 м; док для обслуживания маломерных и крупнотоннажных судов.
П: Есть ли у вас планы по модернизации завода на ближайшие годы?
— Модернизацией завода мы занимаемся последние шесть лет, продолжаем и сейчас.
Тут стоит добавить немного истории. В советское время Охотский судоремонтный завод успешно функционировал на протяжении десятилетий. Но в 2000-е годы предприятие пришло в упадок и обанкротилось. Производственная деятельность здесь не велась вплоть до 2016 года. Потом, частично на базе бывшего Охотского СРЗ, мы создали новую компанию — ООО «Охотский судоремонтной завод». Задача была восстановить завод и возродить в Охотске сферу судоремонта и судостроения.
Фото: Охотский СРЗ
С 2018 года на Охотском СРЗ реализуется инвестиционный проект по развитию предприятия. За это время был восстановлен слип, стапельные места, произведено обустройство сооружений и производственных площадок. В 2019 году предприятие стало резидентом ТОР «Николаевск», заключено соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока.
П: Расскажите о текущей работе: чем сейчас загружено предприятие? Какие проекты в работе?
— Сейчас ведем ремонт корпусной, механической, электромеханической частей и трубопроводов нескольких рыболовных судов. Также на постоянной основе выполняем водолазные работы.
Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, расширяемся. В ближайшее время будем получать новые лицензии. Стремимся к тому, чтобы оказывать востребованные и качественные услуги. Заказов сейчас очень много.
П: Как бы вы обозначили уникальность Охотского СРЗ среди прочих предприятий Дальнего Востока?
— Уникальность в месторасположении завода. Охотск — северная морская точка Хабаровского края. Здесь сосредоточено множество рыбообрабатывающих заводов, которые обслуживает маломерный флот.
Из-за банкротства Охотского судоремонтного завода более 10 лет судовладельцам приходилось перегонять суда на ремонт на ближайшие судоремонтные верфи во Владивостоке и Советской Гавани. Это сказывалось на экономике предприятий: требовалась буксировка туда и обратно, а ограниченная навигация отвлекала суда от работы в период путины.
Сейчас благодаря работе Охотского СРЗ рыбопромысловый флот можно ремонтировать непосредственно в районе промысла без значительных временных, производственных и финансовых потерь.
П: Развиваете ли сотрудничество с соседними азиатскими странами? Интересны кооперации по заказам, поставки комплектующих, кадров…
— Мы взаимодействуем с этими странами, приобретая там ЗИП, материалы и комплектующие. Конечно, наиболее тесно сотрудничаем с китайскими партнерами.
П: С какими проблемами в судоремонте вы сталкиваетесь на постоянной основе?
— Основная – это кадровый голод. На нашем предприятии, да и в отрасли в целом, не хватает умелых рабочих рук. Это связано с неблагоприятной демографией, непопулярностью инженерных, технических и рабочих профессий. Мы остро нуждаемся в квалифицированных специалистах-корпусниках, механиках, электриках, автоматчиках, сварщиках и других.
Считаем, что проблему кадрового голода в отрасли нужно решать поступательно, еще со студенческой скамьи, привлекая будущих специалистов для прохождения практики и обучения на предприятии. Тем самым будет формироваться кадровый резерв. Для этого и сами предприятия должны более активно взаимодействовать с образовательными учреждениями и студенческими отрядами.